Габариты ВЛ: длина пролета, расстояния до объектов, стрела провеса, проведение замеров

ЛЭП

Воздушные линии электропередач – это электроустановка, которая используется для передачи и распределения электрической энергии по проводам различного сечения. Последние закрепляются на изоляторах, которые прикрепляются к траверсам или к специальной арматуре на опорах. При проектировании и монтаже важно соблюдать габариты ВЛ, куда включается длина пролетов, расстояния от объектов, стрела провеса.

Габариты ВЛ

Габариты ВЛ 0,4 кВ

Основным документом, в котором прописываются требования к габаритам, является «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ). В этой нормативной документации предоставляется отдельная глава, которая посвящается рассматриваемому вопросу. Разберем основные моменты по заданному направлению.

Определения

Габариты ВЛ – это предельно допустимые расстояния от проводов до поверхности земли и различных объектов, сооружений и устройств. Соблюдение этих требований обеспечивает правильное и безопасное использование электроустановки для передачи и распределения электроэнергии. В понятие включается:

  1. Высота подвеса – расстояние от места крепления проводов на изоляторе до земли. Габаритом над землей называется величина от низшей точки пролета до земли.
  2. Стрела провеса – это разница от подвеса ЛЭП и проводов в наименьшей точке (посередине пролета) до земли. Величина зависит от температуры воздуха, пролета, марки опор.
  3. Существует понятие габарит при пересечении и сближении. Это величины, которые регламентируют длину по вертикали до поверхности дорог, рек, пересекаемых ВЛ, а также наименьшие величины до объектов и строений.

Длина промежуточного пролета – это величина между смежными опорами. Для ВЛ 0,4 кВ этот показатель составляет 30-50 метров в зависимости от сечения, климата, типов опор.

Допустимые величины по ПУЭ

ПУЭ

Габариты ВЛ зависят от нескольких факторов, в том числе от напряжения линии, от проходимости в городе или на пересеченной местности, по используемым материала. Рассмотрим различные примеры далее:

  • Для ВЛ 0,4 кВ согласно ПУЭ следующие – до земли не менее 6 метров. Ответвление ввода через дорогу обязано сопровождаться высотой не менее 3,5 м. От проводов на фронтоне до земли величина составляет не меньше 2,75 метра. При пересечении с железной дорогой, трамвайной или троллейбусной линией не менее 7,5 м, до других проводов не менее 1,5 м. Стрела провеса для линии до 1000 В при пролете 35-45 метров последняя не превышает 1,2 метра.
  • Габариты ВЛ 10 кВ регламентируются ПУЭ. Минимальное расстояние до земли составляет не менее 7 м. При пересечении с железной дорогой, трамвайной или троллейбусной линией не менее 9,5 м, до провода не менее 3 метров. Стрела провеса ВЛ 10 киловольт не превышает 1,5 м.

Строительство ВЛ любого напряжения над зданиями не допускается. При совместной подвеске разного напряжения между фазами соблюдается расстояние не менее 1,2 метра.

Расчет габаритов основывается на «Правилах устройства электроснабжения». Этот нормативный документ лег в основу типовых проектов по каждому типу опор ВЛ 0,4-10 кВ. Расчет осуществляется с учетом климатических особенностей. В ПУЭ представлена формула, определяющая стрелу провеса провода для ВЛ от 35 киловольт и выше.

Проведение замеров габаритов

Теодолит для замеров габаритов ВЛ

Наиболее точный, безопасный и эффективный способ определения расстояния основан на использовании оптических приборов. Этот вариант позволяет получить информацию без отключения ВЛ электропередач. Для реализации поставленной задачи подходит теодолит, высотомер или другие изделия схожего назначения. Процесс поэтапный, на первой стадии оценивается высота подвеса линии. На второй делается замер до низшей точки провисания провода, а также в местах пересечения с дорогами или объектами.

Стрела провеса провода ВЛ определяется математически. Величина меняется в зависимости от температуры наружного воздуха. Если ЛЭП не введена в эксплуатацию оценка производится с применением штанги или каната с метками. Помните, что неправильно выбранные величины становятся причиной появления несчастных случаев, «схлестов» и обрывов.

Оцените статью
Добавить комментарий